Об актуальности психологической подготовки будущего учителя к общению с учениками

Об актуальности психологической подготовки будущего учителя к общению с учениками Возрождение национальной системы образования и воспитания требуют отойти от авторитарной педагогики, восстановить гуманистическую школу, проникнутую добротой, вниманием и уважением к ребенку, верой в ее возможности и способности, а также преодолеть девальвацию общечеловеческих гуманистических ценностей и национального нигилизма. Главным принципом национальной программы „ Образование "(Украина ХХI в.) Провозглашается гуманизация образования, заключается в утверждении человека как высшей социальной ценности, в самом раскрытии его способностей и удовлетворении разнообразных образовательных потребностей, обеспечении гармонии отношений человека и окружающей среды, общества и природы. Современная школа призвана создать педагогические условия для развития личности каждого ученика на основе максимального учета раннего выявления способностей и их целенаправленного развития, самоопределения. Она должна ориентироваться не только на подготовку ребенка к будущей жизни, но и на обеспечение полноценности ее жизнь в каждом из возрастных этапов. Известный американский ученый К. Роджерс определяет личность как уникальную и безусловную ценность, в которую заложено потенциал к саморазвитию. Главное направление саморазвития, по К. Роджерсом, является укрепление доверия к себе и другим, рост самоуважения и сближение с идеальным „ Я ".
TURKISH KİLİM RUGS
Предметом воспитания в этом смысле является представление ученика о себе, отношение к себе, а задача педагога укрепления веры молодого человека в себя, в свои возможности. Педагогическая деятельность неразрывно связана с общением и строится по его законам. Поэтому вполне понятно, что проблемы коммуникации всегда находились в центре внимания педагогов и психологов. Однако, если раньше проблематика педагогического общения сводилась в основном к коммуникативного обеспечения учебного процесса, то в последнее время педагогическую теорию и практику все больше интересуют личностные аспекты педагогического общения. При этом личность учителя рассматривается не только как носитель знаний, этической нормы, традиции, но и как носитель своеобразия индивидуальных свойств, которые изменяются в педагогическом процессе. Характер общения педагога с детьми это фундамент, на котором строится вся педагогическая деятельность. Общепринятой типологии общения „ педагог-ученик ", которая удовлетворяла бы всех ученых, не существует. Так, Э. Берн опирается на популярную в психологии концепцию внутренних позиций „ взрослый-ребенок «, „ взрослый-взрослый». А. Мудрик выделяет две характеристики общения: доверчивость и интенсивность. Его классификация содержит четыре типа педагогического общения: интенсивный доверчивый, интенсивный недоверчивый, неинтенсивным недоверчивый, неинтенсивным доверчивый. Интересна предложение Н. Аникеев по игрового стиля общения, который позволяет объединять деловое и личностное общение. В свою очередь К. Роджерс характеризует общение педагога с гуманистической позиции, что проявляется в четырех особенностях: емпатийнимы понимании, открытости личности, доверии к возможностей и способностей ученика, искренности в проявлении своих чувств. Именно такая позиция педагога обеспечивает полное раскрытие личности каждого ученика и реализуется в процессе педагогического общения. Педагогическое общение определяется в психологии как система взаимодействия учителя и учеников, содержанием которой является обмен информацией, учебно-воспитательное воздействие, организация отношений, а также восприятия педагогом школьников и трансляция им своей личности. Содержанием общения является, прежде всего, обмен информацией, организация учителем взаимодействия с учениками и взаимопонимания посредством различных коммуникативных средств. Организуя жизнедеятельность школьников, направляя их поведение, создавая условия для развития мотивации учения, педагог вступает в непосредственный контакт с учениками. В процессе общения происходят межличностные взаимовлияния как в вербальной, так и невербальной формах. Такое взаимодействие невозможна без оптимального обмена информацией. Значительное место в этом процессе занимает взаимопознания учителя и учеников. Итак, педагогическое общение в широком смысле объединяет коммуникативные, интерактивные и перцептивные процессы в системе „ учитель-ученики ". Особое место в профессиональном мастерстве учителя принадлежит культуре педагогического общения. Согласно принятому в социальной психологии различия социально-перцептивного, коммуникативного и интерактивного аспектов общения, культуру педагогического общения можно рассматривать как единство этих аспектов, выделяя в ее структуре в соответствии перцептивную, коммуникативную и интерактивную составляющие. Перцептивный аспект культуры педагогического общения характеризует способность учителя адекватно, беспристрастно и точно воспринимать личностные свойства и конкретные поступки учеников, тонко чувствовать их мотивы и переживания, понимать индивидуальные и возрастные особенности школьников. Интерактивная составляющая коммуникативной культуры учителя проявляется в способах и приемах воспитательного воздействия на учащихся, стратегиях и тактиках организации педагогического взаимодействия. Коммуникативный аспект культуры педагогического общения характеризует информационно-смысловую сторону педагогического взаимодействия, способность учителя четко, понятно и грамотно выражать свои мысли и чувства, владеть лексическим богатством языка, вербальными и невербальными средствами информационного воздействия на учащихся. Понятно, что такая дифференциация имеет относительный характер. Так, восприятие и понимание учителем индивидуальных свойств учащихся (социальная перцепция) непосредственно влияют на выбор соответствующих способов их воспитания (интерация). В свою очередь, выбранные способы и приемы педагогического воздействия требуют адекватного речевого воплощения (коммуникация). Все стороны культуры педагогического общения тесно взаимосвязаны. Культура педагогического общения проявляется не только в том, насколько точно и беспристрастно учитель воспринимает учеников, понимает их чувства и индивидуальные особенности, но и в способах и приемах, используемых для организации педагогического взаимодействия, осуществление воспитательного воздействия на школьников. В общении с ними педагогом могут применяться различные способы воспитательного воздействия: наказание, замечания, осуждение, крик, угрозы, упреки, намеки, просьбы, советы, поощрения, помощь и тому подобное. Теоретический анализ представленных в литературе подходов к характеристике способов, приемов и экспрессивных характеристик педагогического общения позволяет выделить три общих биполярных параметры, по которым можно оценивать интерактивный аспект культуры профессионального общения учителя: " доминантность-зависимость ", „ доброжелательность-критичность ", „ закрытость-открытость ". Параметр „ доминантность-зависимость "касается реализации учителем такой важной функции педагогического общения, как влияние, управление поведением и деятельностью учащихся. Он проявляется, прежде всего, в социально-психологической позиции, которую занимает педагог в общении с учениками. Доминантные учителя занимают активную, властную позицию в общении с воспитанниками, направляют и регламентируют их поведение, дают указания, распоряжения и советы, постоянно ставят перед учениками определенные задачи и контролируют их выполнение, строго требуют соблюдать установленные нормы и тому подобное. Педагоги, общение которых характеризуется противоположным полюсом этого параметра, напротив, ведут себя пассивно, безынициативно, избегают активных способов воздействия на учащихся, дают им полную свободу действий, занимают ожидаемую, созерцательную позицию, проявляют чрезмерную уступчивость, фактически отказываются от функции руководства.