Гуманитарный подход к пониманию процессов психической адаптации и дезадаптации личности

Гуманитарный подход к пониманию процессов психической адаптации и дезадаптации личности Стойка система отношений человека весьма чутко реагирует на субъективно воспринимаемое увеличение скорости изменений, происходящих в современном мире, выдвигает на первый план проблему психической адаптации человека (Александровский Ю. А. , Балл Г. А., Аткинсон Р., Бек М., Бобнева М. И., Бриссо К., Калайков И., Поршнев Б. Ф., Тоффлер О.). В целом, адаптация понимается как приспособление структуры и функций индивида или группы к условиям среды (в общем случае как внутренней, так и внешней). По сути, адаптация — это процесс изменения характера связей, отношений индивида или группы со средой. Психическая адаптация связана с психической активностью человека или группы понимается как взаимодействие процессов аккомодации (усвоение правил среды, «уподобление» ей) и ассимиляции (преобразование среды, «уподобление» себе) (Piaget J.) . Оптимальное сочетание процессов аккомодации и ассимиляции, адаптивной и адаптирующей активности является существенным условием успешной адаптации. Процесс психической адаптации может осуществляться и в когнитивном, эмоциональном и моторно-поведенческом планах. Гуманитарный, в противоположность естественнонаучному, описание успешности или неуспешности процесса психической адаптации человека, то есть степени адаптации, осуществляется преимущественно идиографического — это может быть субъективный описание состояний творческого подъема или жизненных неудач, психолого-педагогические характеристики изменений в поведении учеников, клиническое описание изменений в психическом состоянии и т. д.
установка openvpn
Номотетический (естественнонаучный) описание успешности и неуспешности психической адаптации (дезадаптации), по нашему мнению, может быть адекватным при использовании таких понятий теории информации как организация (Блауберг И. В., Юдин Б. Г., Чуприкова Н. И. и др. ), количество информации, энтропия и целостность (системность) (Садовский В. Н., Афанасьев В. Г. и др.). Заметим, что целостность процесса психической адаптации оказывается в недизюнктивности его сторон — когнитивной, аффективной, моторно-поведенческой (Брушлинский А. В., Рубинштейн С. Л.). Эта целостность характеризуется относительно высокой степенью организации и, соответственно, более высокой степенью информационной насыщенности (количеством информации) и относительно низким уровнем энтропии. Степень организации психики мы считаем как меру жизнеспособности, характеристику психической целостности. Степень организации отражает сложность внутренних взаимосвязей, упорядоченности системы и характеризуется количеством информации, необходимой для описания данной системы. С этих позиций психику можно рассматривать как определенную информационную целостность, а процесс психической адаптации — как повышение степени организованности этой целостности. Более высокая степень организованности системы отношений человека к его внутренней и внешней среды соответствует более успешной его адаптации. С точки зрения динамики процесса в нашем исследовании психическая адаптация человека понимается как адаптация системы ее отношений к собственному внешней и внутренней среды. Эта среда рассматривается, в свою очередь, с точки зрения этнической функции составляющих ее элементов — то есть как етносередовище. Процесс адаптации системы этих отношений понимается как преодоление дизюнктивности когнитивной, аффективной и моторно-поведенческой его сторон и, с информационной точки зрения, как повышение степени организованности данной системы, достижения целостности комплекса отношений человека и каждого ее компонента в отдельности. В плане содержания процесс психической адаптации понимается как развязанная психических конфликтов, обусловленных етнофункциональним рассогласования элементов психики. Гуманитарное значение понятия «процесс психической адаптации» заключается в переживании человеком психических конфликтов как осознанных, так и неосознанных и осуществляется в целом как преодоление дизюнктивности системы ее отношений к элементам среды и (или) их соотношение с точки зрения их функций. Существуют различные типы описания степеней, отражающих качество психической адаптации человека (Василюк Ф. Е., Лазурский А. Ф., Caplan G., Moser U. и др.). Различным степеням (формам) развязанная психических конфликтов отвечает, в частности, и так называемый «адаптационный синдром» (Selye H.). В психологическом плане в развитии адаптационного синдрома выявляют три стадии: стадия тревоги, в процессе которой происходит мобилизация защитных реакций организма; стадия сопротивляемости — повышенной устойчивости организма к различным воздействиям; стадия истощения, которая может закончиться психической дезадаптацией. При этом, низкие степени психической адаптации, а, вернее, дезадаптации характеризуются, в частности, дефицитарный нарушениями психической активности — недостаточностью моторно-поведенческих, эмоциональных, идеаторная процессов, апатией, ангедония и др. Дефицитарные нарушения психических процессов отражают степень «разрывности» (дизюнктивности) различных их сторон (то есть крайняя степень психической дезадаптации человека). Преодоление дизюнктивности является показателем повышения степени психической адаптации человека. Понимая всю важность изучения высших степеней психической адаптации человека в таких сферах ее жизнедеятельности как воспитание, обучение, развитие, мы считали относительно более важным этапом исследования той области, которая выходит за рамки нормы. В связи с тем, что главным направлением нашего исследования была разработка теоретико-методологических положений, экспериментальные исследования психической дезадаптации человека рассматривались как важная и необходимая часть доказательства валидность этих положений. По нашему мнению, снижение степени организованности процесса психической адаптации может проявляться не только в дизюнктивности его сторон, но и в связи с нарушениями собственное мышление, характера эмоциональных проявлений и др. С понятием организованности, целостности тесно связаны проблемы реабилитации, обучения, психокоррекции, поскольку такого рода деятельность способствует преодолению психической дезадаптации человека и способствует более или менее успешной психической адаптации человека к своему внутренней и внешней среды. Так, проблема обучения выступает в нашем контексте как проблема психической адаптации человека и создание психологических условий органического усвоения знаний, повышающих в оптимальном случае степень организации психики человека и системы «человек-среда». Здесь существенная гармонизация конкретной операционной области — знаний, умений, навыков с отношениями личности. Иначе, процесс обучения будет приводить к нарушениям отношений, до появления признаков дезадаптации. Таким образом, процесс обучения определяется как психотерапевтический, психокоррекционных процесс повышения степени психической адаптации человека, осуществляемый в конкретной области. Организация условий обучения, профессиональный выбор в этой области выступает как система специфических реабилитационных и психотерапевтических мероприятий. По сути, психотерапия, обучение, реабилитация с точки зрения психической адаптации в различных социальных контекстах (медицинская помощь, воспитательная работа с детьми и молодежью, профессиональная подготовка и повышение квалификации) подчиненные единой цели — повышению степени организации процесса психической адаптации человека к конкретным действиям на психику тем или другими операционными средствами. Этот процесс осуществляется при розязанни конфликтов, субъективно переживаются. Качество розязання этих конфликтов соответствует степени организации, информационной насыщенности системы психических отношений человека. Таким образом, в рамках гуманистического подхода процесс психической адаптации в норме характеризуется целостностью, недизюнктивнистю его сторон — когнитивной, аффективной и моторно-поведенческой. Целостность этого процесса определяется степенью его организации, информационной насыщенности. Дизьюнктивнисть, «разрывность» разных сторон процесса психической адаптации фактически обусловливает дезадаптации. Процесс психической адаптации человека осуществляется как переживания психических конфликтов, обусловленных рассогласованием элементов его психики, преодоление дизьюнктивности разных сторон процесса адаптации человека к среде, повышение степени организованности этого процесса. Понятие организованности, целостности характеризуют также процессы обучения, психокоррекции, реадаптации как способствующие психической адаптации человека и преодолевающие дезадаптации. Литература

  1. 1. Балл Г. А. Концепция самоактуализации личности в гуманистической психологии. — К .; Донецк, 1993. — 32 с.
  2. 2. Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъекта. — М .: ИП РАН, 1994. — 109 с.
  3. 3. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). — М .: Изд-во МГУ, 1984. — 200 с.
  4. 4. Лазурский А. Ф. Очерк науки в характерах. — М .: Наука, 1995. — 271 с.
  5. 5. Психологические механизмы регуляции социального поведения / Отв. ред. М. И. Бобнева, Е. В. Шорохова. — М .: Наука, 1979. — 336 с.
  6. 6. Ротенберг В. С., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация. — М .: Наука, 1984. — 192 с.
  7. 7. Рубинштейн С. Л. Избр. философско-психологических. труды: Основы онтологии, логики и психологии. — М .: Наука, 1997. — 463 с.