Предпосылки разработки нечетких оценок уровня профессиональной подготовки и эффективности деятельности пилотов

Предпосылки разработки нечетких оценок уровня профессиональной подготовки и эффективности деятельности пилотов и наполнения их количественным содержанием Летный состав (ЛС) является наиболее важным звеном в непрерывном цепи обеспечения безопасности функционирования полиергатичнои авиационной системы управления "пилот (экипаж) — воздушное судно (ВС) — орган управления воздушным движением (УВД) — окружающая среда ". Речь идет о том, что, с одной стороны, — неправильное управление может вывести ВС за пределы эксплуатационных ограничений и спровоцировать авиационном происшествии. С другой, — своевременное вмешательство экипажа в локализацию последствий отказов авиационной техники (АТ) может улучшить надежность функционирования системы на 16-25%. Именно поэтому ICAO рассматривает операторов «переднего края», прежде всего, ЛС, как «последний рубеж обороны» в обеспечении безопасности полетов (БП). И именно поэтому уровень профессиональной подготовки (ПП) ЛС является объектом пристального внимания ICAO, любой авиакомпании и многих исследователей.
Стулья, столы и многое другое для кафе и ресторанов — мебель для кафе и баров на plastmebelmax.ru
Весь период летной деятельности пилота обычно рассматривается как непрерывная ЧП, которая происходит, скажем, во время регулярных тренировок на тренажерах, контроля опыта полетов, в том числе в сложных метеоусловиях, организации контроля техники пилотирования и эксплуатации АО по результатам расшифровки данных средств объективного контроля (так называемая «черная ящик») и т. д. Выполнение обычных рейсовых полетов тоже рассматривается как ЧП. Учитывая важность и значимость ЧП в процессах обеспечения БП, разработаны соответствующие требования и нормативы по его оценки, которые имеют как общий, так и специальный (учитывающий специфику эксплуатации конкретного типа ВС) характер. Эти требования и нормативы постоянно совершенствуются, что способствует улучшению общего уровня БП. Но на некоторые из них имеют ярко выраженный нечеткий (расплывчатый) содержание и сформулированы с использованием лингвистических переменных, которым не соответствуют четкие, количественно наполнены рекомендации по летной эксплуатации воздушного судна. Некоторые примеры, подтверждающие соответствующие тезисы, представленные в табл. 1 ... 3. Преодолению этих недостатков и посвящен цикл исследований, проводимых нами под руководством проф. А. Н. Ревы. Таблица 1 Качественный (нечеткий) содержание шкалы оценок ИКАО уровня ЧП пилотов

Отметка оценки Требования к уровню подготовки
A Почти безупречное выполнения упражнения, которое указывает на чрезвычайно высокий уровень мастерства; все процедуры выполнены с использованием верных технических приемов (оценка выше средней)
B Упражнение выполнено квалифицированно , с использованием верных технических приемов, имели место лишь очень незначительные ошибки (оценка выше средней)
C Был продемонстрирован хороший уровень подготовки лишь с незначительными ошибками, которые не имеют принципиального значения (оценка средняя)
D Приемлемый уровень подготовки; имели место некоторые незначительные ошибки, однако вмешательство или помощь не требовались (оценка средняя)
E Исходное выполнения упражнения не вполне соответствовало нормам, которые существуют, однако упражнение повторена верно без видимых трудностей (оценка ниже средней)
F Имели место существенные ошибки и / или в результате использования неверных приемов или процедур уровень выполнения упражнения был неприемлемым (оценка неудовлетворительная).
Проанализируем нечеткость (расплывчатость) и лингвистическую неопределенность в требованиях и нормативах в ЧП пилотов. Как следует из содержания табл. 1, 2, характеристика уровня подготовленности пилота в нормативных требованиях ИКАО имеет сложную структуру и включает качественные показатели, применение которых затрудняет следующее:

  •  — требования к мастерству (очень высокий, хороший, приемлемый) не наполнены соответствующим количественным содержанием;
Таблица 2 Требования ИКАО по умений пилотов в зависимости от их квалификации

Квалификация пилота Качество выполнения маневров Качество управления самолетом
Частный пилот Плавно и точно выполнять все маневры Постоянно осуществлять управление самолетом таким образом, чтобы успешность виконаннясхемы полета или маневра никогда не вызывал серъезных сомнений
Пилот коммерческой авиации Плавно и точно выполнять все маневры Постоянно осуществлять управление самолетом таким образом, чтобы успешность виконаннясхемы полета или маневра никогда не вызывал серъезных сомнений
Линейный пилот авиакомпании Плавно и точно выполнять все маневры Постоянно осуществлять управление самолетом таким образом, чтобы никогда не возникало сомнений относительно успешности выполнения схемы полета или маневра

  •  — возможная мера оценки успеха выполнения полетного задания не имеет конкретного (частотного) наполнения;
  •  — характеристика использования технических приемов (верные — неверные) дается без определения конкретного спектра возможных ошибок и их дифференциации по степени опасности;
  •  — требования к «плавного и точного выполнения маневров» не сопровождаются рекомендациями по частоте и амплитуды перекладин рулей спектр параметров с определением величин отклонений недостаточно широк.
Количественные характеристики точности пилотирования подаются, главным образом для воздушной или приборной скорости (), высоты () и курса (), а в отдельных случаях — для угла крена () и тангажу (). Основные нормативы имеют такой количественное содержание: , где — скорость, которая была заданной; , где — высота, которая была заданной; , где — курс, который был задан; , где — крен, который был задан; Таблица 3 Нечеткий описание элементов требований и рекомендаций по летной эксплуатации ВС (на примере самолета АН-24)

Условия Нечеткий содержание некоторых требований и рекомендаций
Перемещение ВУДив Плавно и синхронно увеличивать режим работы двигателей. Не допускать резкого сдвига. Темп вывода двигателей на взлетный мощность должна быть тем медленнее, чем сложнее условия взлета. Энергично убрать Вуди.
Характеристика ПС Увеличение отрицательной тяги. Вызывает повышенное стремление самолета к кренам и разворота. Снятие винта с упора на меньших, чем 260 км / ч., Скоростях существенно увеличивают нужны расходы рулей. Торможение колес на рулежке, пробега и при прерывании взлета удовлетворительное.
Управляя действия Моменты крена и разворота необходимо энергично парировать элеронами и рулем направления. В момент уборки закрылков незначительным взятием штурвала на себя предотвратить просадки самолета. После отрыва практически без удержания перевести самолет в набор высоты.
Внешняя среда Рекомендации по действиям в условиях обледенения слабой, средней и большой интенсивности. Признаками обледенения большой интенсивности является быстрое таиння льда.
Требования к пилоту Посадки на ледовую полосу возможные при соответствующей тренировке и мастерства пилота. В противном случае возникает практически некеруемий разворот.
Параметры движения В зависимости от состояния рулежной дорожки установить необходимую скорость руления. При выполнении посадки с боковым ветром обязательные точный довод самолета к земле и плавное приземления. В случае значительного отклонения самолета на пробеге от оси ВПП.