Психологические основы личностного и профессионального развития студентов часть 3

Выводы На современном этапе появились новые процессы в политике, экономике, духовной жизни, которые неразрывно связаны с новым пониманием человека, с возрастанием роли личности в обществе. При этом резко обострилось противоречие между потребностью в формировании и воспитании активной, творческой и одновременно ответственной и дисциплинированной личности будущего специалиста-профессионала и реальной возможностью перехода людей на новые позиции гражданской ответственности за свои решения и действия. В связи с этим проблемы развития личности будущего специалиста в течение всего периода обучения в высшем учебном заведении получают все большую актуальность. Во-первых, для самой личности, для того, чтобы в условиях сложных изменений, научиться справляться с жизненными трудностями-ми, не остановиться в своем развитии, не растерять, а сохранить, увеличить и развить свой потенциал, активно строить свою жизнь. Во-вторых, для общества, в котором любая деятельность весу-ся высокие требования к каждому специалисту, его творческой, активной позиции, уровня развития духовных ценностей, профессионального мастерства. Проблема реализации личностных способностей студента наци-ет его внимание на то, чтобы более полно реализовать свои возможности в данных реальных жизненных условиях. Эта проблема напрямую выводит к проблеме построения жизненной стратегии, профессионального развития личности. Обзор зарубежных и отечественных психологических концепций, моделей личностного и профессионального развития с целью рассмотрения теоретико-методологических основ понимания данной проблемы, позволил сделать следующие выводы: 1. Определение содержания и структуры личностного и профессионального развития студента является значимой практической и научной проблемой для профессиональной подготовки высоко-квалифицированных профессионалов в высшем учебном заведении. Она диктует необходимость поиска модели личностного развития для выработки технологии эффективного управления данным процессом.
Шевoцукoв Станислав Пшимафoвич
В постсоветской психологии с развитием гуманистической психологии приобретает надлежащее развитие проблема личностного и профессионального развития в практическом значенни.2. Методологические вопросы и прикладные задачи личностных ного развития составляют одну из центральных проблем современной психологической науки. При этом нет единства мнений относительно того, какова структура, какие критерии личностного развития. Теорем политических и терминологическая разнообразие в исследованиях этого про-су, разные представления о личностном и профессиональном развитии свидетельствуют о том, что они не противоречат, а скорее дополняют друг друга. Однако общепризнанными факты позитивных изменений человека в реально осуществляемой активности, вызванные интереса-ми и потребностями профессионального самовдосконалення.3. Проведенный анализ структуры личностного и профессионального развития свидетельствует о том, что уровень его сформированности во многом определяет возможность самореализации личности, а, следовательно, и ее профессиональной пригодности. Это позволяет сделать вывод о том, что личностное развитие является важным процессом, определяющим профессиональную успешность деятельности будущего специалиста по овладению професиею.4. Модель личностно-профессионального развития студентов состоит из пяти уровней: уровня несформированной личности, эгоцентрического, групоцентричного, гуманистического и духовного. Чем выше уровень развития студента, тем выше степень его творчества и больший потенциал самореализации в будущем Хотя не каждый достигает максимальных высот гуманистического и духовного уровня, высшая школа имеет подвести студента к пониманию необходимости собственного личностного и профессионального развития. В проекции модели личностного и профессионального развития будущего специалиста это развитие происходит по трем векторам: «личностные смыслы — профессиональный раз виток — культуротворчество».В целом, проблема личностного и профессионального развития будущих специалистов имеет важное значение в плане выявления и актуализации резервов, способствующих успешной учебной и профессиональной деятельности, профессиональному развитию и заслуживает дальнейшей научно-теоретической и практической разработки.