Педагогическая деятельность с разных точек зрения (научный реферат) часть 2

Правда, настоящее готовит нам много непредвиденного. Как известно, на протяжении длительного времени иностранные языки занимали в школе второстепенное место. Сейчас, когда молодежь имеет реальные возможности поехать за границу на отдых, обучение или работу, когда в нашу страну приезжают многочисленные иностранные гости и предприниматели, когда знание языка стало ведущим показателем профессионального успеха и гарантом твердого заработка, ситуация значительно изменилась. Изучение языка стало приоритетным, и ученикам уже не надо объяснять, что даст им свободное владение английским или немецким языками. Однако бывают и трагикомические случаи. Так, молодая учительница после окончания высшего учебного заведения пришла на работу в школу-интернат для сирот. Впоследствии она поделилась своим первым впечатлением: "Дети окружили меня радуются. Наконец, говорят, к нам пришла «англичанка». А то, видите, они очень страдали от того, что в них некому преподавать английский язык. Я была в восторге: какие хорошие детки, как они понимают, что без знания иностранного языка сегодня прожить невозможно, как они тянутся к знаниям, образованию! Начала с ними разговаривать. Выяснилось, что по линии гуманитарной помощи они уже были в Италии, Греции, вскоре поедут в Англию. И здесь они доверчиво поделились со мной своей проблемой: скоро они научатся говорить по-английски так, чтобы можно было просить у прохожих жвачку и деньги? " Попробуем хотя бы частично ответить на вопрос: какие, собственно, задача учителя вообще и учителя-предметника в частности? Сначала определим функции, возлагаемые на учителя в целом. Функции, которые выполняет учитель в процессе профессиональной деятельности, следует рассматривать в нескольких проекциях и на разных уровнях. Среди них можно выделить следующие: И. Терминальные, или функции-цели. Они связаны со стратегическими направлениями педагогической деятельности, отражающие ее сущностные цели и задачи. 1. Учебная. Учитель хочет, чтобы учащиеся овладели совокупностью знаний, необходимых для жизни в современном обществе, способствует их углублению, расширению, совершенствованию и закреплению. 2. Воспитательная. Учитель не только знакомит учащихся с теоретическими достижениями человечества, но и стремится сформировать у них качества, которые обеспечат нормативную поведение среди других людей и необходимые ребенку для успешной адаптации к определенному социокультурной среды. ее реализация предусматривает формирование убеждений, системы отношений, готовности к установлению нормативных отношений с окружающими. 3. Развивающая. Ученик, приходит в учебное заведение, — это индивид, который находится в состоянии постоянных динамических изменений. Ситуация обучение создает уникальные возможности взять под профессиональный контроль и направить его психическое развитие, способствовать оптимизации. Именно от учителя во многом зависят направления и темпы развития школьников. Фактически выполнение этой функции означает предоставление ребенку помощи в постепенном и последовательном переходе на качественно новые уровни в совокупности присущих ей психических качеств и интегральной индивидуальности в процессе онтогенеза. Иногда можно слышать мнения, что выделение развития в самостоятельную функцию преувеличением, ведь идея развития уже представлена в учебной и воспитательной функциях. На выделении этой функции как отдельной составляющей настаивают психологи, поскольку в системе психологических явлений именно развитие является интегральной системой, которая охватывает присвоение (интериоризации) знаний и нормативов поведения. Поэтому следует рассматривать эти функции как совершенно отделены друг от друга сферы деятельности, а как некие «смысловые сгустки», «поля активности учителя», которые имеют общие смыслы, значения и виды деятельности. 4. социализирующую. Эта функция также не всегда выделяется в педагогической литературе как самостоятельная, хотя, на наш взгляд, те задачи, которые реализует в ее пределах педагогом, не решаются предварительным функциями. Ведь ребенок в учебном заведении фактически попадает в модель социальных отношений, готовится к жизни в обществе, овладевает формами отношений между людьми, к тому же между лицами, отличаются по возрасту и социальным и профессиональным статусом. Эта функция близка к воспитательной, однако в отличие от нее главное внимание уделяет НЕ овладению ребенком морально-этическими, эстетическими и другими ценностями общества, а готовит его к установлению взаимных отношений с реальным социальным средой, может быть не всегда идеально организованным. 5. Жизнеобеспечение. Эта функция создания реальных условий для удовлетворения базовых потребностей участников педагогического процесса. Это касается в большей степени учащихся, но не следует забывать о состоянии и самочувствии педагогов, значительная часть жизни которых проходит именно в рамках учебного заведения. II . Инструментальные или функции-средства. Для того чтобы стратегии успешно реализовывались, педагог должен воплощать совокупность так называемых инструментальных (иначе — тактических) функций, или функций-средств. Они охватывают группу функциональных задач, благодаря которым цели педагогической деятельности превращаются в непосредственный процесс взаимодействия в реальных условиях и с конкретными учениками. При этом каждая из следующих функций-инструментал не является привязанной к одной стратегической функции, она обслуживает, правда, иногда существенно видоизменяясь при этом, всю их совокупность. В целом к ним можно отнести такие функции. 1. Информативную. Педагог сообщает необходимые сведения, нормативы, описания требований и санкций и т. Д. Это может быть информация по какой области познания, описание того, как следует себя вести, раскрытие перспектив развития, указание об отношении к ребенку других учеников и тому подобное. То есть эта функция имеет выход на все стратегические направления работы, обеспечивая их выполнения и действенность. 2. 1люструвальну. Педагог не только подает на рационально-логическом уровне необходимую информацию, но и раскрывает Ее сущность через эмоционально окрашенные, яркие образы («опредметнюе» теоретические абстракции), что делает ее более влиятельной. 3. Смислоутворювальну. Педагог привносит смысл во все аспекты школьной жизни (информацию, изучается, наблюдаемые явления, отношения, поступки), раскрывает ученикам общечеловеческие смыслы и индивидуальную значимость тех или иных событий.