Метод в структуре познавательной деятельности человека часть 2

Эти характеристики можно назвать основными параметрами научного метода как способа осуществления научных исследований. Именно их мы рассмотрим в первую очередь. Предмет познания является объективной стороной, объективным содержанием научного знания, поскольку в нем отражаются реальные процессы и закономерности развития тех или иных явлений. Кроме того, в содержании научного знания могут быть такие стороны, которые связаны с мировоззрением и философскими принципами субъекта познания. Исходными теоретическими положениями в формировании знаний является методологические принципы научного познания. Принципы, сформулированные в гносеологии, систематизируют научные знания действительности, а следовательно, является средством получения новых знаний. Мы уже говорили, что в методологических принципах научного познания отражается органическое единство теории и метода. В них теоретические положения, показывают наши знания о материальной действительности, выполняют методологическую функцию. Например, одно из основных положений диалектики о всеобщей связи и взаимозависимость предметов и явлений материального мира является важным теоретическим положением, отражающей общее свойство бытия. Но из этого положения диалектика выдвигает в качестве одного из важнейших — принцип детерминизма, ориентирует на построение таких моделей действительности, которые позволили бы объяснить возникновение явлений и наличие связей между ними. Принцип детерминизма имеет большое значение для разработки методов научного исследования. Из этого принципа вытекают общие требования ко всем методам. К ним относится прежде всего обусловленность выбора метода исследования его объектом, детерминированность каждого шага исследования предварительными знаниями. Принцип детерминизма ориентирует исследователя на учет и выявление различных видов детерминации, особенности которых существенно влияют на выходные факторы и механизмы объяснения объектов действительности, принадлежащих к разным структурных уровней материи. Другое основное теоретическое положение — о непрерывности движения материи — находит свое методологическое отражение в принципе развития, занимает одно из важных мест в арсенале мировоззренческого и методологического обоснования научно-теоретической и экспериментальной деятельности. Принцип развития ставит определенные требования к построению любого научного знания. Он требует, чтобы при формировании этого знания в нем наиболее полно и всесторонне отражались объективные процессы становления и развития объекта исследования, его противоречивый характер, различные количественные изменения и переходы из одного качественного состояния в другое. В рамках принципа развития находят обоснования важные методы научного исследования, применяемых в различных науках. Таким образом, методы научного познания, законы и формы познавательного процесса тесно связаны с природой предметов и явлений бытия, с закономерностями их развития. Эта связь заключается в том, что сами методы научного познания создаются и разрабатываются на основе глубокого знания и всестороннего учета объективных закономерностей предметов и явлений, которые изучаются. Определяющими положениями этого знания выступают методологические принципы научного познания, которые одновременно с этим является основой для разработки и обоснования адекватных методов научного познания. Безусловная единство теории и метода вытекает из положения о единстве диалектики, логики и теории познания. Поскольку законы диалектики является не только законами развития бытия, но и законами развития и мышления, законами познания человеком бытия, поскольку диалектика, логика и теория познания в своей основе совпадают между собой, то и метод научного познания должно отражать не абстрактные (или не только нормативные ) правила научно-исследовательской процедуры, оторванные от закономерностей развития материальной действительности, а является универсальным по характеру, что позволяет субъекту познания проникнуть в сущность этой действительности, раскрыть ее внутренние объективные закономерности. Опознаны закономерности составляют объективная сторона метода, а правила, возникающие на их основе, приемы исследования и преобразования явлений — его субъективная сторона. Сами по себе объективные закономерности не является методом. Необходимо создать на их основе приемы дальнейшего познания и перестройки действительности. Метод непосредственно фиксирует то, что есть в объективном мире, и то, какие правила человек должен соблюдать в процессе и познания и практических действиях. Таким образом, метод познания можно определить как способ осуществления особого типа деятельности, направленный на определенную цель, адекватный своему предмету. Эта адекватность обеспечивается тем, что олицетворением метода получения новых знаний является уже приобретенные знания. Сознательное использование знаний для дальнейшего познания через формирование определенных методов возможно тогда, когда существуют знания и известные законы их применения. Это требует развернутых представлений о предмете исследования, который становится диалектически связанным с методом исследования. С одной стороны, новый предмет исследования требует разработки нового метода исследования, с другой — получить с помощью нового метода данные, которые в дальнейшем включаются в структуру предмета исследования, меняя и дополняя его понимания. Обобщая приведенные выше взгляды на природу метода, построим схему, которая проиллюстрирует местоположение научного метода в целостной системе исследовательской деятельности, и попробуем применить ее для анализа проблемы развития метода в отдельной, конкретной науке (в нашем случае — в возрастной и педагогической психологии). Единство теории и метода в конкретных науках, в частности в педагогической и возрастной психологии, имеет определенную специфику по сравнению с функциями теории и метода в философии. Поэтому, разделяя те основные принципы в решении вопроса о единстве теории и метода, которые подаются философией, рассмотрим и некоторые особенности взаимосвязи теории и метода в психологии, вытекающие из различий общего и универсального философского метода от методов отдельных наук. Отличие между этими методами обусловлено прежде разницей в их применении. Философский метод направлен на раскрытие законов движения человеческого мышления к истине, в то время как специальные методы наук направлены на получение знаний об объекте исследования. Иначе говоря, в отдельных науках вопрос об истинности рассматривается не напрямую, а опосредованно, путем выяснения вопроса о соответствии действий правилам действий. Итак, это отношение является центральным звеном проблемы метода и теории в педагогической и возрастной психологии. Эту проблему, которая является фундаментальной для психологической науки, сегодня можно отнести к числу наименее разработанных.