Диспозиционная модель психологического механизма политической самоидентификации индивида

Диспозиционная модель психологического механизма политической самоидентификации индивида Важным условием становления гражданского общества политическая активность индивида. Человек может выступать одновременно как самостоятельный субъект политической жизни и как таковой, что находится в составе коллективных и организованных субъектов политической жизни (групп, сообществ, движений, организаций). При этом политическое функционирование индивида в обоих случаях обусловлено как внешними факторами (факторами политической среды), так и внутренними, среди которых важную роль играет его политическая самосознание — осознание себя в системе политических отношений. Исходный момент политического самосознания человека — его политическая самоидентификация, которая может быть определена как процесс отождествления себя с определенным политическим субъектом, с его идеологией символами или уподобление ему. По сути, это процесс формирования представления о себе как, например, члена, сторонника или противника определенной политической партии или движения, как оппонента их лидера, представление о собственном статусе в структуре определенного политического института (государства или партийной или избирательной системы), представление о специфике собственного участия в политических процессах в селе, городе, районе, области, регионе, на территории отдельной части мира или планеты, осознание собственной привязанности или антипатии к определенным политическим идеологом, ценностей, норм, традиций, обычаев, символов — таких, как флаг, герб, гимн, элементы одежды, жесты и тому подобное. В результате целого множества такого рода идентификационных процессов формируется ряд политических идентетив индивида, то есть отдельных представлений о своей тождественности с определенными политическими феноменами, или ее политическая идентичность, рассматривается как совокупность таких представлений человека. Политическая самоидентификацию целесообразно рассматривать как процесс формирования и актуализации уже сложившихся социальных установок человека по отношению к себе как субъекта политических отношений.
офисные кресла
В целесообразности именно такой интерпретации можно убедиться, обратившись к идеям американских социологов и социальных психологов М. Куна и Т. Макпартленда, которые собственно и начали эмпирические исследования феномена самоидентификации личности в социальных науках. По мнению этих ученых, в основе организации и направленности человеческого поведения должны имеющиеся у индивида установки относительно самого себя или его субъективные определения собственной идентичности. Близкую позицию в этом вопросе занимает российский ученый Г. Дилигенський, который рассматривает особенности социально-политических установок. Как специфический класс последних он выделяет установки на идентичность с макросоциального сообществом различных масштабов — от родоплеменной к национально-государственной, социально-классовой и общечеловеческой, а также комплементарные (доповняльни) до сих Аттитюд установки на «чужие» сообщества, которые могут иметь положительный, дружественный , негативный, враждебный, индифферентный или амбивалентный характер. Аналогичные подходы распространены и в области электоральной социологии, предметом которой выступают электоральные установки — сформированное на основе предыдущего опыта и определенной информации об объектах избирательного процесса отношение избирателей к участию в выборах и объектов выбора, что проявляется в эмоциональных оценках партий или кандидатов и готовности отдать за них голос. Речь идет прежде всего о двух теории электорального поведения — социологическую, что объясняет электоральный выбор солидарностью с определенными социальными группами (классами), и социально-психологическую, которая акцентирует внимание на идентификации избирателей с определенными партиями и идеологиями. Таким образом, концептуализация явления политической самоидентификации через привлечение теоретических и методологических наработок, приобретенных в ходе исследований социальных установок, достаточно устоявшаяся в науке. Однако следует отметить, что такой способ решения данной научной проблемы еще не исчерпал своих эвристических перспектив. Прежде всего это касается возможности разработки комплексной модели механизма политической самоидентификации, которая раскрывала динамические (процессуальные) и статические (структурные) свойства этого феномена, взаимосвязь и взаимодействие всех факторов, детерминирующих его. Не подлежит сомнению, что эмпирическое исследование политической самоидентификации личности должно осуществляться на основе соответствующей теоретико-концептуальной модели данного феномена. Вышеупомянутая модель в ходе исследовательской деятельности выполняет ряд важных функций: теоретико-трансляцинну, эмпирико-селекционную, дескриптивно — репрезентативную, эвристически-инновационную, экстраполяционное-прогностическую, содержательно-организационную и наглядно-иллюстративную. Разработку указанной модели необходимо осуществлять на основе теории или концепции, аналитические, диагностические и прогностические возможности которой концептуально соответствуют особенностям, содержания и задачей данного исследования. Желаемые также высокий и стабильный статус теории в научной среде, ее практическая апробированность при решении подобных научных задач. В научных источниках, где рассматриваются различные аспекты исследований социальной самоидентификации в постсоветском пространстве, в частности теоретические основы указанных исследований, неоднократно упоминается и используется диспозиционная концепция В. Ядов. Данная концепция в целом соответствует всем указанным выше условиям по использованию ее в качестве основы для разработки теоретико-концептуальной модели политической самоидентификации как процесса, заданного взаимодействием целого ряда различных факторов. Определение концептуальных контуров данной модели уместно совместить с одновременным анализом ключевых в данном контексте положений диспозиционной концепции. Одним из таких положений является постулировано В. Ядов утверждение о системном характере всей совокупности различных отношений, в которых находится человек. Эти отношения формируются на основе индивидуального жизненного опыта и представляют себя в определенной избирательности и ориентированности в восприятии внешних стимулов и реагировании на них. В концепции Ядова указанные отношения называются «диспозиции», которая является производной от латинского слова «dispositio» («размещение») и в данном случае означает склонности, настроенности или, в конце концов, отношения. Благодаря анализу мирового и советского опыта изучения различных видов диспозиций и проведенном под собственным руководством аналитическом эмпирическому исследованию Ядов обнаружил три иерархических уровня в диспозиционные структуре личности. На низшем уровне находятся элементарные фиксированные установки, изучались грузинской психологической школой — неосознаваемые и лишены модальности (переживаний «за» и «против») и связанные с удовлетворением витальных потребностей в наиболее повторяющихся ситуациях. Средний уровень составляют социальные фиксированные установки (аттитюды), факторами формирования которых являются социальные потребности человека, связанные с принадлежностью (включением) в микросоциальной среды, и соответствующие социальные ситуации, в которых возможно удовлетворение этих потребностей. На основе идей М. Рокича выделяют две разновидности Аттитюд: 1) аттитюды по социальным объектам и их свойств; 2) аттитюды по социальным ситуациям и их свойств. Поскольку объекты могут иметь разную степень общности, то и социальные установки могут быть более или менее общими. В отличие от элементарных установок низкого уровня аттитюды в соответствии с концепцией М. Б.Смита структурированные на три компонента: 1) когнитивный, или розсудковий (осознание объекта или ситуации); 2) аффективное, или емотивний (положительная или отрицательная эмоциональная оценка объекта или ситуации); 3) конативный или поведенческий (определенные намерения, готовность к действиям по объекту или ситуации). Высшим уровнем диспозиционной структуры личности является система ценностных ориентаций человека на цели жизнедеятельности и средства достижения этих целей, которые детерминированы общими социальными условиями жизни. По мнению Ядова, "система ценностных ориентаций, идеологическая по сути, формируется на основе высших социальных потребностей личности (потребности включены в данное социальная среда в широком смысле как интерпретация общесоциальных, социально-классовых условий деятельности) и соответствия образа жизни, предоставляет возможность реализации определенных социальных и индивидуальных ценностей ". Строение ценностных ориентаций аналогично строению социальных установок, отличие в этом случае заключается только в доминировании когнитивного компонента над аффективным в структуре первых и аффективного компонента над когнитивным в структуре вторых ...