Психологические основы формирования правовой культуры студентов

Курсовая работа на тему Психологические основы формирования правовой культуры студентов Содержание 1. Правовая культура как основная составляющая гражданственности 2. Главная цель гражданского воспитания 3. Правовая культура личности 4. Правовые и экономические факторы формирования правовой культуры 5. Языковой фактор формирования правовой культуры 6. Изучение исторических дисциплин и географии и их влияние на формирование правовой культуры 7. Методология и организация воспитания правовой культуры студентов в свете европейского опыта Литература 1. Правовая культура как основная составляющая гражданственности Проблемы гражданского воспитания молодежи — это вечные проблемы, которые находятся в центре внимания педагогов, учителей, общественных и политических деятелей. Сколько существуют государства, столько и общество выдвигает и по своему усмотрению решает вопрос о цели, содержания, путей, средств и методов воспитания своих будущих граждан.
https://play.google.com/store/apps/details?id=air.chatAndroid&hl=en
Особенно эта проблема актуализируется в переломные времена, когда кардинальные изменения в обществе заставляют к изменению всего воспитательного процесса в целом и к гражданскому воспитанию в первую очередь. Современные тенденции развития украинского общества выдвинули на передний план педагогического и всей общественной жизни проблему гражданственности и как устои общества, и как качества личности. Перед современными педагогами стоит нелегкая задача принимать активное участие в процессе формирования будущих граждан Украины. И здесь нет (и не может быть) однообразного и унифицированного подхода к решению этой проблемы, о чем свидетельствует и анализ современных наработок: одни авторы в своих концептуальных подходах ставят на первое место в гражданском воспитании молодежи в Украине государственные интересы, другие — интересы личности; первые выдвигают на передний план национальную идею и национальные ценности, другие отталкиваются в первую очередь от общечеловеческих ценностей; отстаивают идею поликультурности и тому подобное. Однако при всем разнообразии подходов к решению этой сложной комплексной всеобъемлющей проблемы учителя, педагоги опираются прежде всего на законы Украины, которыми регулируется всю общественную жизнь страны. Они выступают единственной основой, фундаментом развития собственно педагогических положений, постулатов и канонов. Современная законодательная и нормативная база в нашей стране определяет гражданина как человека, который живет в демократической стране и имеет конституционное неотъемлемые гражданские права и свободы. Гражданин реализует и защищает свои права и свободы, придерживается существующего порядка и вместе с тем критически — требовательно относится к власти, активно участвует в общественной общественно-политической жизни государства с целью защиты демократических ценностей и гражданских свобод. Именно такого гражданина должна сформировать современное высшее учебное заведение, все украинское общество. Это понимают сегодня все, и государство, и граждане, и руководители высших учебных заведений. Во гражданственностью понимаем интегративное качество личности, что позволяет ей чувствовать себя социально, морально, политически и юридически дееспособным. К основным составляющим гражданственности можно отнести: моральную и правовую культуру (чувство собственного достоинства, внутренняя свобода личности, дисциплинированность, уважение и доверие к государственной власти, готовность выполнять свои гражданские обязанности связки) в гармоничном сочетании патриотических, национальных и общечеловеческих чувств. Нравственная культура включает в себя национальные и общечеловеческие ценности, а правовая культура выступает субъективной основой и предпосылкой существования правового государства, для которого характерна высокая степень востребования гражданских качеств. 2. Главная цель гражданского воспитания Главная же цель гражданского воспитания — это подготовка молодежи к жизни в гражданском демократическом обществе, признание и принятие ценностей, выступают главными, определяющими для данного общества. Хотя правосознание и правовая культура формируются на протяжении всей жизни индивида и наиболее ответственным и актуальным нам представляется процесс правовой социализации несовершеннолетних, цильоспрямоване правовое воспитание является очень важным и для студентов во время их обучения в высших учебных заведениях. Психологический толковый словарь дефинуе правосознание как сферу общественной или индивидуального сознания, включающий правовые знания, отношение к праву и правоприменительной деятельности. Ее основные функции — познавательная, оценочная и регулятивная. Последняя реализуется через систему ценностных мотивов, ориентаций и правовых установок. Правовое государство немыслимо без правовой культуры, без развитой правосознания. Сама идея правового государства является несовместима с правовым нигилизмом, беззаконие, анархией. Между тем сегодня мы встречаемся с таким положением, когда правовая культура различных категорий населения находится на низком уровне. Демократизация всех сфер общественной жизни ставит новые требования к осмыслению таких фундаментальных проблем, как формирование новой общественной правосознания, воплощение в жизнь идеи верховенства закона, правовая защищенность личности. Демократизация невозможна без борьбы с бюрократизмом, без убеждения юридического невежества, скепсиса и безразличия. Формирование у молодежи гражданских ценностей — одна из самых актуальных проблем педагогической науки и учебной практики. Ее актуальность обусловлена многими факторами. Самый из них усматривается в том, что Украина конституционно закрепила за собой статус демократического, социального, правового государства, которая в своем перспективном развитии ориентируется на развитие гражданского общества. Развитие такого общества и обеспечения его дальнейшего развития возможны при условии достижения всеми его членами (или хотя подавляющим его большинством) высокого уровня гражданской зрелости. Достижения этого уровня требует надежной научно обоснованной системы гражданского воспитания молодежи, прежде всего учеников и студентов. Актуальность проблемы формирования у учащейся и студенческой молодежи аксиологически весомых гражданских ценностей обусловлена объективными потребностями и закономерностями общественного и экономического развития нашего государства. К наиболее весомых факторов, обусловливающих актуальность указанной проблемы, относится и то, что в научно-педагогическом аспекте ее исследовано более чем скромно. Правда, в советский период развития педагогической науки педагогам совсем хватало произведений, посвященных проблемам воспитания у детей, подростков, юношества таких качеств, несомненно входят в систему гражданских ценностей (например, политической культуры, патриотизма и т. п.) . Но эти произведения не могут быть в полной мере использованы в современной школе много причин. Самая большая из них — это гипертрофическая ее за политизированность и заидеологизированность коммунистического направления. К тому же в советское время проблема формирования у молодежи гражданских ценностей решалась на партийно-классовых основах, то есть вне связи ее с национальным воспитанием. А между тем гражданственность человека проявляется в осознании им принадлежности к своему государству, нации, этноса; в постоянной идентификации со своим народом; в глубоком уважении к родному языку, национальной культуре в целом; в любви к Родине, интересе к героическим страницам ее истории и тому подобное. А коммунистическое воспитание под лозунгом интернационализации было направлено на денационализации народов бывших союзных и автономных республик, преобразования наций и национальных меньшинств в так называемый „ советский народ ". При таких обстоятельствах проблема гражданского воспитания молодежи как формирование в ней целостной структуры ценностей, органически связанных с национальными культурами народов, не привлекало к себе внимания исследователей. Поэтому неудивительно, что до недавнего времени в распоряжении учителей, преподавателей высшей школы не было ни одного посвященного этой проблеме фундаментального произведения, если не учитывать книги В. А. Сухомлинского „ Рождение гражданина ", вышедшей в свет после смерти его автора.