Психологические достояние представителей львовско-варшавской философской школы (в. витвицкий, м. кройц)

Реферат на тему Психологические достояние представителей Львовско-Варшавской философской школы (В. Витвицкий, М. Кройц) Выдающимися представителями школы Твардовского, которые плодотворно работали в области психологии, были такие ученые, как Владислав Витвицкий и Мечислав Кройц. В. Витвицкий (1878 — 1948 pp.) Был чрезвычайно одаренным человеком. Ему удалось свой талант выявить как в психологии, философии, так и в искусстве. Детство, школьные и юношеские годы В. Витвицкого прошли во Львове. Во Львовском университете одновременно с естественными науками Витвицкий изучает основы живописи. Под влиянием К. Твардовского сосредоточивается также на философии. Степень доктора Витвицкий получил в 1900 году за работу «Психологический анализ амбиций». На основании работы «Психологический анализ проявлений воли» Владислав Витвицкий начал преподавать психологию в Львовском университете. В 1919 — 1948 годах руководил кафедрой общей психологии в Варшавском университете. Витвицкий оставил после себя значительный научный потенциал, написал много трудов, статей в области философии, психологии, этики, истории и теории искусства, несколько работ на перспективу и художественной анатомии. Научным достижением Витвицкого стала теория кратизму (от гр. Κ ρ τ ο ς — сила), которая во многих пунктах совпадала со взглядами Альфреда Адлера. В основе этой теории лежала мысль о том, что у человека существует инстинктивное стремление к прочности, которое развивает четыре основных эмоциональные положения и формы компенсации: склонность к повышению или понижению, которая направлена на других или на самого себя. Из этих основных склонностей Витвицкий выводит различные эмоциональные отношения между людьми, которые формируются на основе чувства общности (уважение, честь, увлечения, любовь, дружба) или наоборот — борьбы (пренебрежение, ненависть, надменности, зависть). Теорию кратизму Витвицкий применил также при изучении вопросов художественного творчества и реакции на произведения искусства. Большое влияние на мировоззрение В. Витвицкого имел феноменализм, который в свою очередь приводило к той или иной формы агностицизма. Витвицкий, отстаивая принципы эмпиризма в психологии, так характеризовал свои соображения чувственно данного. Непосредственно данным, за В. Витвицкий, является не внешний мир, а субъективный, внутренний мир, в котором конструируется внутренний предмет восприятия. Существование внешнего мы воспринимаем как вспомогательную конструкцию, то есть как гипотетическое утверждение. Отсюда следуют выводы, касающиеся характера научного познания. По мнению Витвицкого, физика строит объективный мир, исходя из свойств, известных нам из субъективного опыта, в частности сладости, боли. Поэтому понятия, выражающие геометрически-механические свойства и явления, он трактует как средства, облегчающие расчеты, связывают внешне непохожие факты, облегчающие работу ума и воображения, но не как отражение реальных, действительных элементов мира. В. Витвицкий, будучи сторонником позитивистской эмпирической психологии, признает существование души как субъекта психической деятельности. Но вопрос о бессмертии и вечности существования души он считает невозможным для научного решения, поскольку это не может утвердить эмпирическое наблюдение. Поэтому «дело бессмертие души не принадлежит вообще к науке о психических факты и диспозиции; будет всегда только предметом веры» 1. К отраслям, которые вызвали научный интерес у Витвицкого, принадлежала также религия. Программу занятий со слушателями ученый дополнял психологическим анализом Ветхого и Нового Завета. Витвицкий подвергал религиозные переживания экспериментальным исследованиям и пришел к выводу, что в делах веры — даже в образованных людей — перестают действовать логические, этические и эстетические чувства. Витвицкий перевел 25 диалогов Платона, комментировал тексты Гомера, Софокла, Аристофана, Гераклита, Аристотеля, Лукиана и многих других ученых. В области изобразительного искусства из-под его руки вышли многочисленные портреты, написанные маслом, в том числе Казимежа Твардовского и Густава Пжихоцького. Формируя умственные способности и характер молодежи, передавая ей свои знания, Витвицкий получал творческое удовлетворение. Он не ограничивался занятиями, приписанными программой, рекомендовал изучать близки между собой науки, изучая со слушателями анатомию, физиологию, химию, физику, историю, философию, логику. В. Витвицкий вел также курс рисунка и фотографии, учил резьбе, столярное и токарства. Другой представитель школы Твардовского — Мечислав Кройц (1893 — 1971 pp.) Углублялся преимущественно в проблемы методологии, анализ интроспективных методов и психологических тестов. Профессором психологии Львовского университета М. Кройц стал в 1934 году, с 1946 — он работает во Вроцлавском университете, а с 1952 года — в университете Варшавы. Мечиславу Кройц принадлежат такие работы, как «О сходстве впечатлений» (1931), «Техника интроспективных методов» (1935), «Изменчивость результатов тестов» (т. 1 — 1927, т. 2 — 1935), "Очерк общей теории свободы «(1935),» Основные направления современной психологии «(1946),» Формирование характера «(1946),» Основы психологии «(1949),» Методы современной психологии "(1962). Приступая к классификации психологических методов, Кройц дает определение термина «метод». «Метод — это способ достижения определенной цели» 1. В зависимости от цели, М. Кройц отличает воспитательные, научные, производственные и другие методы. Психологические методы, Кройц, принадлежат к научным методам. Благодаря научному методу добываются правдивые суждения о предмете науки, а «... в нашем случае метод психологический способ добывания истинных суждений о психических процессах и свойства людей» 2. Кройц выражает важную мысль о том, что психология имеет общие признаки с предметами других наук, и эти науки дают ей свои методы исследования. М. Кройц разделяет психологические методы на а) неспецифические, которые используются не только в психологии, но и в других науках; б) специфические, применяемые только в психологии. К методам неспецифических относятся: 1. Определенные методы мышления, необходимые при обработке эмпирических материалов. Такие методы рассматривает логика, они применяются в общих научных исследованиях, однако являются специфическими для психологии. 2. Методы статистические, используемые в экономике, социологии, антропологии, психологии, биологии. 3. Методы физиологические, которые находят применение как в психологии, так и в физиологии. Методы специфические объединяют 1. Методы непосредственные, так называемые интроспекции. 2. Методы косвенные, то есть предметные. В свою очередь, каждый из этих методов М. Кройц разделяет на две подгруппы: метод наблюдения и экспериментальный метод. Важную роль, по Кройц, играет интроспективный метод. Суть его заключается в непосредственном познании психических процессов личности, в которую нужно проникнуть. Данный метод, по мнению М. Кройц, имеет два свойства: 1) свойство негативную, которая заключается в том, что собственно психический процесс познается без посредственных рецепторов; для познания не нужно мыслей, желаний, стремлений, а также наблюдений и впечатлений; он не требует второстепенного содержания; лишь то, что мы слышим, видим, ощущаем на обоняние, то есть то, что мы воспринимаем непосредственно; 2) второе свойство, которое здесь обязательно присутствует — это независимость познания. Она заключается в том, что суждения, неотъемлемые от поведения индивида, не основываются на умственных данных; они появляются «непосредственно», независимо от нашего сознания. Подобные взгляды и наблюдения объединяются словом «интроспекция». Метод интроспекции является фундаментальным психологическим методом, без него не было бы психологии и является начальной точкой, основанием сознательных психических процессов. Без интроспективным метода, по мнению Кройц, и методы предметные были бы совершенно непригодными, а психические процессы недоступными для познания. Таким образом, следует отметить, что не случайно в основу психологического эксперимента представители Львовское-Варшавской школы (К. Твардовский, В. Витвицкий, М. Кройц и другие) положили метод интроспекции. Ведь в период формирования психологии как самостоятельной науки этот метод имел больше сторонников и в мировой психологической науке. ЛИТЕРАТУРА Kreutz M . В podobieristwie wrazeii. Lwow, 1931. Kreutz M . В potrzebie metafizyki // Ruch fifozoficzny. T. XIV. 1936 — 1938 Kreutz M. Psychologiczne pqjecie opisowe. Lwow, 1939. Kreutz M. Melody wspotszesnej psychologii: Studium krytyczne. Warszawa, 1962. Witwicki W. Kazimierz Twardowski // Przeglad Filozoficzny. R. XXXIII. 1921 Witwicki W. Filozofia nauki // Przeglad Warszawski. 1923. T. 3. Witwicki W. Psychologie. Lwow, 1930. T. 1; 1933. T. 2. 1 Witwicki W. Psychologic. Lwow, 1930. Т. 1. S. 28. 1 Kreutz М. Metody wspolczesnej psychologii: Studium krytyczne. Warszawa, 1962. S. 7. 2 Там же. С. 7.