Средства массовой коммуникации и политическая социализация личности

Средства массовой коммуникации и политическая социализация личности постиндустриальной цивилизации, до недавнего времени доминировала, быстрыми темпами вытесняет цивилизация информационная. С конца ХХ века революция в аудиовизуальных СМИ обусловила глобализации информационных процессов. В настоящее время наблюдается становление целостности международного сообщества, углубления интеграционных процессов, которые касаются мировой экономики и политики, социальной сферы, науки и культуры, интеллектуальных потенциалов государств. Благодаря новейшим техническим средствам массовой коммуникации (далее — СМК) становится возможным быстрое перемещение информации в пространстве. Бесспорно, масс-медиа изменили культурный ландшафт мира. Он начал приобретать черты того, что Г. Маклюэн назвал „ глобальным поселком ". В постиндустриальном обществе СМК приобретают определяющей роли в управлении обществом: именно масс-медиа являются непосредственными носителями и распространителями знания и политически значимой информации. Массовые коммуникации стали неотъемлемой составляющей современной политической системы общества, которая использует специальные средства информационного обмена для установки и поддержания постоянных связей как на уровне индивидов, так и общества в целом. Проблемам массовой коммуникации посвящено много трудов ученых, представляющих различные научные направления и школы. Социологические подходы к изучению массовой коммуникации позволяют сформулировать такое ее определение: это институционализирована, социально обусловлен макропроцесс производства, распространения информации и обмена ею, который реализуется с помощью особых технологий и средств (технически оборудованных СМИ). В то время, когда срок „ массовая коммуникация "указывает на процесс или состояние социального взаимодействия, средства массовой коммуникации является социальным институтом, который регулирует этот процесс. Пресса, радио, телевидения, а также Интернет воспринимаются как адекватный способ существования массовой коммуникации. Распространение электронных средств связи, а именно современной новой информационной техники, спутникового и кабельного телевидения, видеотехники, ставит современного человека в зависимость от густой коммуникационной сети. Аудиовизуальная коммуникация является сейчас постоянным фактором жизни общества, а мир, который создается им, претендует на реальность, способную конкурировать с действительностью. Глобализм информатизации изменяет, в первую очередь, нравственные, культурные, экологические, правовые, политические аспекты жизнедеятельности общества, производит как положительный, так и негативное влияние на формирование культуры личности. Негативные воздействия наблюдаются преимущественно в странах, находящихся в состоянии системной трансформации, „ что означает прежде всего постепенное изменение, эволюционное преобразование общественных структур, в рамках которых могут сосуществовать параллельно как старые, так и новые элементы ". В условиях, когда действуют нечеткие нормы и ценности, общество нуждается стабилизации, а она может стать возможной благодаря механизму формирования общих идейных и нормативных образцов, наполненных демократическим содержанием. Наличие ценностей, которые поддерживаются всеми членами общества, определяет степень согласованности между его отдельными элементами, то есть его стабильность. На уровне общества этот процесс благодаря внутренним механизмам воспроизводства и трансформации политической культуры, тогда как формирование личностных ценностей и ориентаций демократического направления является результатом процесса политической социализации. Говоря о политической социализации, подразумеваем процесс, с помощью которого человек приобщается к определенным политическим норм и ценностей, включая их в свой внутренний мир, формирует политическое сознание и культуру, объективно и субъективно готовится к политической практики (деятельности) и осуществляет ее в течение всего своего жизненного цикла. Итак, политическая социализация предстает как совокупность процессов становления политической культуры, сознания и поведения личности, проявления политической активности, привлечения индивида к ценностям, знаниям, ролевых образцов, которые позволяют адаптироваться к политической жизни общества. Содержание политической социализации составляют процессы интериоризации (внутреннего принятия) требований социально-политической системы общества во внутреннюю структуру личности (политические потребности, установки, ценности, нормы), и экстериоризации (обратный процесс) — преобразование политического опыта личности в политическое действие, поведение, реализации его в статусно-ролевых моделях поведения в данном политическом пространстве. Политическая социализация — двусторонний процесс. С одной стороны, это влияние социально-политической среды на индивида, то есть определенной совокупности общественных отношений, а с другой — формирование политической индивидуальности, то есть свободный выбор и ответственность за принятое личностью решения. Следует отметить, что при таких условиях процесс социализации, в частности политической, не может быть одинаковым для всех групп или социальных классов, сосуществуют в обществе. Политическая социализация продолжается на протяжении всей жизни. Ведь развитие политической обстановки в стране постоянно требует осмысления, приобретение личностью нового опыта. В широком смысле политическая социализация происходит под влиянием всей совокупности социально-политической действительности, в которой формируется личность. Итак, когда говорим о процессе политической социализации индивида, можем сделать упор на главных факторах, которые влияют на этот процесс. Это — собственный жизненный опыт; межличностные коммуникации; социальные институты; и, как специфический фактор, СМК, которые дают возможность каждому желающему воспользоваться „ общим "опытом, представленным в виде различных форм и смыслов. Сейчас у нас наблюдается усиление процессов стихийной политической социализации. Они происходят в сложных политических, экономических, социальных условиях, ведь одна система ценностей была дискредитирована, а другие, основанные на принципах демократии, еще не закрепились в массовом сознании и поведении. Коллапс политической социализации имеет свое проявление, прежде всего, на уровне политических систем, партий, организаций, институтов. Массово теряется доверие к власти, официальных политических структур, отказ их поддерживать, политический абсентеизм, неверие в том, что личное участие может повлиять на политический процесс. Однако осознание возможностей вариантов поведения, отмены ограничений способствуют дальнейшему высвобождению от просоветских механизмов политической социализации. Но никак нельзя констатировать, что новый политико-социализучий механизм уже сложился. Он только формируется под влиянием кризисных ситуаций в социально-экономической и политической сферах. При этом прослеживаются две тенденции. С одной стороны, демократические преобразования усиливают потребность в политическом развитии личности, в ее активном включении в политический процесс. С другой — сохраняется тенденция к отчуждению человека от государства и политики. Ситуация осложняется тем, что социальные институты и структуры власти, будучи каналами официальной политической социализации, часто продолжают „ апеллировать "к ранее сформированных патерналистских и конформистских представлений, ориентаций и убеждений граждан. Доминирующие раньше ценностно-политические представления и установки, традиционные стереотипы политического поведения вступают в противоречие с задачами демократического реформирования общества.