Идеология консолидации украинского общества

идеологом я консолидации украинского общества И. Исторический вступление к проблеме История Украины убедительно свидетельствует, что борьба за признание национальной идентичности украинском и их право на собственное государство во все времена была приоритетной. Первым государственным оформлением этих стремлений стала Киевская Русь. С конца IX века Русская земля стала центром, политическим и территориальным ядром образования обширной единого государства соседних славян. Государственное единство создавала благоприятные условия для развития политического строя, экономики и культуры. Возрастала военная мощь, в результате которой Киевская Русь стала заслоном для Центральной Европы и Византии от нападения восточных кочевников. Это государство было хорошо известна на международной арене, о чем свидетельствуют, в частности, династические связи киевского князя Ярослава Мудрого со многими западноевропейскими дворами. В ХП в. мощным толчком для консолидации украинского народа стала необходимость борьбы с татарским нашествием. Эта задача была реализована с укреплением Галицко-Волынского княжества. Объединение украинских земель позволило нации осмыслить себя сильной европейской державой, способной противостоять иностранной оккупации. В 17 в. Украинский народ вновь доказал, что обладает способностью к единению и государства. Украина находилась под властью Речи Посполитой. Рос феодально-крепостнический и национально-религиозный гнет. В частности после Люблинской унии 1569. вследствие обострения социальных и национальных противоречий в конце 16-первой половине 17 в. на украинских землях вспыхивали народные восстания, которые стали предвестниками освободительной войны 1648—1654 под руководством Богдана Хмельницкого. Колониальный гнет Речи Посполитой на украинских землях стала невыносимой, что дало толчок к консолидации украинского общества. Многие авторы того времени изображают ужасные картины издевательств от которых страдали не только отдельные слои, а весь украинский народ, включая высшее православное духовенство, православную шляхту, зажиточное мещанство. Анонимный публицист сер. И7 в., Заклятый враг украинского народа, называл это главной причиной освободительной войны. Он, в частности, отмечал: "Мы должны признать, что большую ненависть преподносят и распространяют большие налоги, необычные работы, частые поволовщины, аренды, монополии ... которые над ними придумывают чиновники, арендаторы, эконома, которые хотели бы увеличить доходы своих господ ... . Спросите у самих же казаков, что побудило их к такой отваги, смелости, бесшабашности и ярости, и думаю, все они, подадут большой реестр обид, неверных налогов, терпели от господ, комиссаров и других знатных властителей. " Единения в освободительной войне различных социальных слоев украинского народа объясняется общими интересами и целями — уничтожение господства иноземных захватчиков. Еще одной идеологической основой консолидации стала защита православия. Лозунг борьбы «за веру» было очень удобно использовано с начала восстания, как очень популярный клич, но уже дальше притязания больших прав для православной церкви был включен в казацкой политической программы. Новый призыв к консолидации находим в проекты конституции Пилипа Орлика 1710, вновь опирается на православие. Филипп Орлик создал историко-политический миф о том, что первым принял христианство каган «хазар-казаков», а не князь Владимир Святославович. Таким образом документ заложил исторический приоритет Украинского государства, первенство в ней отдавалось казакам. Именно казаки, по мнению Филиппа Орлика, были предшественниками Владимира Великого в процессе приобщения украинских земель к европейской цивилизации. Данная схема (хазары казаки-защитники народа на территории Украины) стала основой идеи отделения русского-малороссийского-украинского народа и его естественного права на собственное государство. Конец 18-го — начало 19 в. рассматривают как эпоху украинского романтизма. Идея единства украинского народа обосновывается необходимостью изучать и развивать самобытную украинскую культуру. Идет процесс формирования украинского национального самосознания. Разворачивается широкая культурологическая деятельность, увлечения всем украинским, наступал процесс открытия украинской культуры. Возникло в 1823 Общество Объединенных славян, которое предлагает идею широкого участия народных масс в реализации славянской федерации, средством для этого является широкая просветительская деятельность. Среди украинской интеллигенции наблюдается дерусификация — возрождается украинская литература. Разворачивается широкая этнографическая и издательская деятельность. В 1837 А. Мицкевич в открытом письме к галицким друзей говорит о необходимости демократизации благородного движения, необходимость найти общий язык с крестьянством, опираясь на идеи, на героизацию казачества. Эти же идеи единения славян можно найти и в программных документах Кирилло-Мефодиевского общества. Конец 19 — начало 20 в. характеризуется новой вспышкой национального сознания и активности украинском. Началась эпоха становления украинской государственности. Идеологическую основу этого процесса различные политические силы разрабатывали в смежных похожих направлениях. Национал-радикальное крыло украинского движения считало, что спасение надо искать не в «генералов и полковников украинства», а в «самом народе, в его молодому поколению, что вместе с небогатой пока численно, но прочной» духом истинной академической украинской молодежью торчит в мировой будущини ". Сутки Центральной Рады характеризуется призывом населения к объединению, организации политических, экономических, культурных и национальных обществ. Идеологическая концепция Директории была разработана четко. За основу развития государства был взят так называемый трудовой принцип, согласно которому власть на местах должна принадлежать трудовому советам рабочих, крестьян, интеллигенции и без участия эксплуататорских элементов. Центральные органы власти и управления было образовать Трудовой Конгресс — своего рода парламент, сформированный из делегатов рабочих, крестьян и трудовой интеллигенции. Вообще для нач. XX в. на территории Украины популярными были идеи всеобщего равенства, свободы и национальной самобытности. ИИ. В-теоретический аспект проблемы Идеология украинского народа представляет собой постоянный уровень общественного самосознания и одновременно такую ее особую форму, в которой формулируются и целенаправленно закрепляются в-национальные духовные ценности и идеалы, то есть определенные представления о такой возможен и желателен государственное устройство, надлежащим образом создает необходимые благоприятные условия для оптимального удовлетворения разнообразных материальных и духовных потребностей населения, обеспечивает достойные условия жизни, труда и отдыха людей. Поскольку в нашем еще недостаточно структурированном гражданском обществе социальные цели различных слоев населения значительно различаются между собой, то и идеология, обычно, приобретает отличные типологических модификаций. Тем не менее есть и общие цели — надклассовые, надгрупови, надэтнические, которые консолидируют все население для их успешной реализации. В настоящее время весьма актуальными являются задачи общенационального державобудування, создание надежного экономического обоснования для закрепления и дальнейшего развития национальной самостоятельности и политической независимости, систематическая разработка правовых основ вхождения Украины в европейские и мировые межгосударственных структур, становления и совершенствования национальной аутентичности и самодостаточности и тому подобное.