Психологические основы художественного восприятия часть 4

Таблица 2. Классификация этнических сообществ Этническая общность Психологический тип (по К. Г.Юнгом ) Китайцы Интроверты, что испытывают Японцы интуитивные интроверты Арабы Умственные интроверты американцы Умственные экстраверты англичане Интроверты, что испытывают Народы Южной Америки Чувствует экстраверты испанцы Чувствует экстраверты французы Чувствует экстраверты итальянцы Чувствует экстраверты немцы Интроверты, что испытывают Норвежцы, шведы Интроверты, что испытывают Народы Африки Интуитивные экстраверты Этносы отличаются между собой не только языком, культурой , психическим складом, но и невербальными средствами общения, среди которых жесты, мимика, интонация, паузы, поза, взгляд и т. д. Каждая этническая группа имеет свой стереотипный набор невербальных реакций на те или иные раздражители, что может привести к определенным недоразумений в процессе их восприятия представителями других этносов. Так, народы экстравертные психологической установкой (итальянцы, испанцы, африканцы, американцы) придерживаются дальней дистанции в общении, используют прямой взгляд в лицо собеседника, часто к нему прикасаются. Народы интровертной установкой (китайцы, японцы, англичане, немцы) используют, напротив, ближнюю дистанцию, однако избегают прикосновений и прямых взглядов собеседника ". Существуют различия в психологическом восприятии времени представителями этнических сообществ.
уборка после ремонта
Американский нейролингвист Тед Джеймс называет 2 основных типа линий времени. Линия времени, за Тедом Джеймсом, — это субъективное его переживания, которое представляется в воображении субъекта. Критерием установки двух типов линии времени стал ее направление по отношению к субъекту восприятия. Первый тип — «рядом со временем», или англо-европейский, когда линия времени уходит слева направо. "Прошлое с одной стороны, а будущее — с другой, и оба находятся в поле зрения человека прямо перед ней. Люди этого типа имеют последовательное, линейное представление о времени, им присуща пунктуальность. Они чаще всего сохраняют свое прошлое в виде диссоциированных образов (статических визуальных образов или образов, не включенных в переживания, рассматриваются и слышатся со стороны). Второй тип — «сквозь время», или арабский: линия времени вытягивается, «пронизывая» человека спереди насквозь таким образом, что одна ее часть (обычно прошлое) оказывается позади него невидимая, из-за чего ему приходится возвращаться назад , чтобы его увидеть. Люди этого типа не могут извлекать выгоду из прошлого или будущего, расположенного перед ними. Они всегда находятся в настоящем моменте. Такие люди не пунктуальны. Они находятся внутри своей временной линии, их воспоминания чаще ассоциированные (при воспроизведении которых человек видит события воочию, воспринимая их всеми органами чувств, в большинстве случаев имеют форму динамических образов). Тед Джеймс приходит к выводу, что в основном все восточные этнические группы воспринимают линию времени «сквозь себя», тогда как западные народы представляют линию времени «рядом собой». Психология народа проявляется в продуктах его духовной деятельности: фольклоре, верованиях, рисунках, письменных произведениях и тому подобное. «Культура сообщества — это совокупность творений, ценностей и способов поведения, которые приняты и признаны этнической общностью и получили важное социальное, нравственное и моральное значение для ее членов, определяя поведение, считается» обязательным ", например правила приличия, правила общения и т. д. " . "... культура никогда не была и никогда не будет отвлеченно-человеческой, она всегда конкретно-человеческая, то есть национальная, индивидуально-народная и лишь в таком своем качестве восходящая к общему человечности. Отдельные явления культуры становятся общечеловеческими именно потому, что они в своей сущности глубоко национальные ". Культурные произведения всегда содержат в себе культурный код определенного народа. Восприятие инокультурного текста предполагает его декодирования. Столкновение человека с чужеродной культурой может привести к так называемому культурного шока (A. Furnham, S. Bochner, 1986). Культурный шок — это шок от нового, от встречи с новой культурой. Опыт новой культуры является неприятным или шоковым, потому что он может привести к негативной оценке собственной культуры, а также потому что он неожиданный. Оберг (A. Furnham., S. Bochner, 1986) — 6 аспектов культурного шока: 1. Напряжение, в которой приводят усилия, которые требуются для достижения необходимой психологической адаптации. 2. Ощущение потери или лишения (друзей, статуса, профессии, собственности). 3. Ощущение обездоленности представителями новой культуры или отвержение их. 4. Сбой в ролях, ролевых ожиданиях, ценностях, чувствах и самоидентификации. 5. Неожиданная тревога, даже отвращение и возмущение вследствие осознания культурных различий. 6. Чувство неполноценности от неспособности совладать с новой средой. Теория ценностных различий (A. Furnham, S. Bochner, 1986) объясняет культурный шок столкновением различных систем ценностей. A. Furnham, S. Bochner ввели понятие «культурной дистанции». Размер культурного шока зависит от культурных различий. Индекс культурной дистанции (CDI) включает фиксацию различий между культурами по темам: климат, одежда, еда, язык, религия, уровень образования, материальный комфорт, структура семьи, обычаи ухаживания (сватовство). Изучение этнической специфики перцепции (цветов, геометрических фигур, иллюзий) привело ученых к выводам о наличии межкультурных различий восприятия, которые проявляются в константности («неилюзийнисть») восприятие (У. Беверидж, Г. Олпорт), в избирательности восприятия (Дж. Берри), в восприятии перспективы (глубины рисунка) (А. Бримл, У. Хадсон, Я. Дереговський). Это позволило изучение целостных этнических «перцептивных (или когнитивных) стилей» — определенных способов осуществления психической деятельности, характерных для определенных этнических групп (Дж. Даусон, Дж. Берри, М. Уобер). Конечная качество перцептивных способностей питомца зависит от типа усвоения малышом сенсорных эталонов (цвета, формы, размера и т. д.) и характера действия, выполняемой данным эталонами. «Итак, путь к пониманию этнических особенностей перцептивной деятельности предусматривает определение особенностей сенсорных эталонов и перцептивных действий, усвоенных человеком в ходе етновиховного процесса». Существуют межэтнические различия в переживании зрительных иллюзий. Оптико-геометрические иллюзии (иллюзия Мюллера-Лайер, горизонтально-вертикальная иллюзия) характерны для восприятия «цивилизованных народов», отсутствуют (или выражены значительно слабее) в перцептивной деятельности представителей «традиционных обществ». Такие различия в перцепции связанные с межэтническими различиями в наборах сенсорных форм-эталонов, с особенностями предметного окружения и материальной культуры этноса. Результат перцепции зависит от качества сенсорных эталонов: например: используются в качестве эталонов формы геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат) или конкретные фигурные предметы (тарелка, зеркало, стремя).