Новые подходы к управлению современной образовательной организацией часть 2

Методика и организация исследования В исследовании типов организационной культуры образовательных организаций приняли участие 400 руководителей школ Ровенской и Хмельницкой областей. Диагностические срезы проводились на курсах повышения квалификации и семинарах директоров учебных заведений по проблемам психологии управления. Состав выборки обусловлен поставленными задачами: 1. Определить основные типы организационной культуры (субкультуры) учреждений среднего образования на основе оценок руководителей школьных организаций. 2. Определить основные факторы, обусловливающие характерологические особенности организационной культуры учреждений среднего образования на современном этапе, выявить латентные факторы организационной культуры. Для исследования организационной культуры учреждений среднего образования мы использовали адаптированный нами опросник «ОСИ» («Organisational Culture Inventory», RA Cooke и JC Lafferty). Он определяет 12 типов организационной культуры и содержит анкету, которая позволяет выявить адекватность организационной культуры ценностям, целям, установкам, ожиданиям респондентов. Результаты исследования были подвергнуты статистической обработке с помощью статистических компьютерных программ Microsoft Excel и SPSS 10.0.5 для Windows. Результаты исследования и их толкования Первичный анализ результатов диагностики основан на подсчетах за ключом опросника «ОСИ» «сырых» баллов ответов респондента, составляющих определенный тип организационной культуры. Далее данные шкал прорабатывались следующим образом: за подсчитанными баллами по каждой шкале определялась наибольшая сумма по каждому респонденту.
мебель из дерева заказать
Следует отметить, что у большинства респондентов оказалось несколько крупнейших сумм, то есть несколько выраженных субкультур, а именно 76% респондентов в своих ответах определили выраженными более двух типов организационной культуры. Соответственно в 24% выраженной есть только один тип организационной культуры. Обобщение «сырых» баллов выявило основные доминирующие типы организационной культуры (субкультуры) в современной школе, а именно культуру взаимосвязей (62,5%), культуру достижения (14,5%) и гуманистическую культуру (10,5%). Другие субкультуры развитые в небольшом количестве школьных организаций по мнению респондентов ( таблица 3 ). Таблица 3 Доминирующие субкультуры

№ ранга № типа Тип организационной культуры (субкультуры) К-во выборов % выборов
1 2 Культура взаимосвязей 205 62,5
2. 11 Культура достижения 58 14,5
3. 1 Гуманистическая культура 42 10,5
4. 12 Культура самореализации 34 8,5
5 9 Конкурентная культура 31 7,75
6 4 Традиционная культура 20 5
7 3 Культура одобрения 15 3,75
8 5 Зависимая культура 15 3,75
9 6 Культура уклонения 14 3,5
10 . 7 Культура оппозиции 14 3,5
11 8 Культура силы и власти 12 3
12 10 Культура совершенства 7 1,75
Причиной такого положения вещей является, по нашему мнению, определенная социально-экономическая и культурно-политическая ситуация, сложившаяся в настоящее время и затрагивает образовательную отрасль. Она достаточно новая для образовательной сферы: внедрение идеи гуманизации образования, его личностного ориентирования, новые технологии и методы управления школьным организацией и учебно-воспитательным процессом, изменение стереотипов обучения и воспитания и тому подобное. Это обусловило переориентацию сознания современного руководителя, учителя на новые культурные ценности образовательного процесса и формирования данных типов организационной культуры. В частности, культура взаимосвязей характерна для вновь коллективов или коллективов, которые начинают новое дело, и, соответственно, руководители школьных организаций удачно реализуют одну из основных функций управления — организацию, по которой логично идти планирование, мотивация и контроль. Современная школа стремится на основе создания конструктивных межличностных отношений между учителями (культура взаимосвязей — 62,5%) по гуманистическими принципами (гуманистическая культура — 10,5%) усилить организационную деятельность, стимулируя открытую коммуникацию, продуктивную работу педагогического коллектива с целью достижения результата (культура достижения — 14,5%) с определенной долей конкуренции (конкурентная культура), которая выступает импульсом для самореализации и самосовершенствования (культура самореализации — 8,5%). В процессе дальнейшей обработки данных констатирующего эксперимента и с целью упрощения корреляционных матриц мы использовали факторный анализ, а именно косовуглове обращения (Direct Oblimin), которое рекомендуется использовать, «если необходимо получить факторы более высокого порядка». В факторной матрицы, полученной при анализе данных на выборке 400 руководителей учреждений среднего образования, определились два значимые факторы, которые в совокупности объясняют 58,8% дисперсии. Проанализируем содержание и структуру (насыщенность определенными типами организационной культуры) каждого фактора для общего массива данных ( таблица 4 ).

Субкультуры ФАКТОР
1 2
Культура взаимосвязей , 814  — , 199
Культура достижения , 846  — , 294
Культура одобрения , 522 , 388
Традиционная культура , 232 , 554
Зависимая культура , 468 , 445
Культура уклонения  — 248 , 821
Культура оппозиции  — , 327 , 775
Культура силы , 08 , 732
Конкурентная культура 0,02 , 795
Культура совершенства , 520 , 494
Культура достижения 802 0,02
Культура самореализации , 759 , 05