Педагогическая деятельность с разных точек зрения (научный реферат) часть 3

Специфику задач, которые стоят перед историком (и в том числе учителем), прекрасно раскрыл ученый В. О. Ключевский: "К чему может пригодиться изучение исторических произведений и положений, которые когда-то и для кого-то сложились в той или иной стране, нигде больше не повторяющихся и не предусмотренных? Мы хотим узнать из этих произведений и положений, как раскрывалась внутренняя природа человека в общении с людьми и в борьбе с окружающей природой, хотим видеть, как в явлениях, составляющих содержание исторического процесса, человечество разворачивало свои скрытые силы, — словом, прослеживая за необозримым цепью пропавших поколений, мы хотим выполнить заповедь древнего оракула — познать себя, свои внутренние свойства и силы, чтобы за ними устроить свою земную жизнь " (Ключевский В. О. Собр. соч .: В 9 т. — М., 1987. — Т. 1. — С. 37). Такое содержание деятельности учителя-историка существенно отличается от знакомой большинству из школьного опыта картины уроков истории, на которых ученики пересказывают тексты пособий или бесполезно стремятся вспомнить даты тех или иных событий. Однако нередко и теперь задача формирования исторического мышления подменяются задачами политическими. Не следует закрывать глаза на тот факт, что сегодня именно история становится средством манипулирования общественным и индивидуальным сознанием: определенные политики выхватывают из общего исторического контекста отдельные периоды и интерпретируют их в своих интересах. Не случайно подтасовки исторических фактов в мировом опыте является одним из самых распространенных приемов борьбы за власть. Поэтому так важно сформировать у молодого поколения настоящую историческую культуру, вооружить его объективными фактами. А для этого сам учитель истории должен быть объективным, сохранять трезвость мышления, иметь целостное видение человеческого общества, процесса его исторического развития. Потому что если учитель слишком пристрастны, это может привести к потере умеренности в его деятельности.
торты на заказ в спб
На одной из встреч ученых и педагогов слово взяла милая, обаятельная учительница. Она вышла на трибуну и горячо заговорила об ответственности учителя перед обществом, о выполнении учительством Украины нового социального заказа, о роли педагогов в становлении независимой Украины. И вдруг раздались страшные слова: «История нашей страны замешана на крови, и наша задача — воспитать на этой крови новое поколение, чтобы оно никогда и никому не простило ни нашей образы как в прошлом, так и в будущем». Действительно, в последнее время литературные источники бы соревновались в том, кто найдет страшную историю из прошлого. Это никого не может оставить равнодушным (хотя не следует забывать, что иногда журналисты в погоне за сенсацией идут на определенные искажения объективных фактов или интерпретируют их с других позиций). Можно понять конкретного человека, в которой боль за судьбу своего народа, своей нации становится невыносимым. Но можно воспитать в ненависти доброго человека, формировать новое поколение на ощущении образы на весь мир, желании отомстить? В сегодняшнем мире, который стремится к объединению, бесконечно извлекать из истории только то, что разъединяет? Делать детей несчастными, формировать у них комплекс неполноценности? Сила воздействия учителя настолько велика, что его взгляды и идеи, усиленные эмоциями и переживаниями, могут заполнить сознание ученика, лишить его способности к трезвому обдумывания, воспитать фанатика. Обратимся теперь к деятельности преподавателей литературы. С точки зрения психологии литература является уникальным средством, что позволяет проникнуть во внутренний мир человека, показать механизмы психической жизни, расширить индивидуальный опыт ощущений и переживаний опытом других людей. К тому же человек, который читает литературное произведение, «смотрит» в этот внутренний мир сквозь призму восприятия писателя, имеет возможность вступить с ним в диалог-спивроздум. Аспирантка Г. А. Маметдинова, исследуя специфику деятельности учителя литературы, пишет: "Урок литературы по внешней легкости его наблюдения и изучения является одним из наименее исследованных педагогических явлений ... Особое трудность урока литературы в том, что объектом его содержания является произведение искусства и одновременно науки. Уроки литературы призваны оказывать влияние на личность ученика, его моральный облик, восприятие им окружающего мира, целенаправленно формировать мировоззрение. Специфика литературы дает возможность через эмоциональную сферу влиять на убеждения и поступки учеников. Однако если выкладывать литературу в традиционном литературоведческом ключи, то эстетическая, нравственная отдача будет чисто номинальной «. На протяжении длительного времени специфика литературы заключалась в том, что она была единственным» окном "в мир классического искусства. На учителя литературы полагалось «над задание» — разбудить у детей потребность в присоединении к общечеловеческой культуры, в эстетической совершенства, духовности, сориентировать на высокие гуманные идеалы. Но работал учитель литературы в пределах традиционно построенных программ, которые сводили содержание уроков до критического рассмотрения произведений и отдельных персонажей. При этом ученикам не разрешалось выражать собственные мысли, они должны переводить критический материал, представленный в учебниках. "Как ты можешь критиковать Чацкого? Разве ты не понимаешь, что это положительный герой? " &Mdash; сердито выговаривает учительница ученика. А тот лишь сказал, что Чацкий ведет себя не очень корректно: всех поучает, осуждает, ожидает от Софии, чтобы она его обязательно полюбила. Именно на этом учительница могла бы построить очень интересную беседу: о собственных взглядах человека и уважение к окружающим, о том, что даже гениальный человек не может вмешиваться в личную жизнь других, о том, когда правильные мысли не могут быть восприняты другими людьми так, что декларативно навязываются, провести интересные параллели с самими учащимися и событиями школьной жизни. Однако вместо этого она блокирует активность ученика, тем самым ориентируя его на бессмертно молчалинське предложение: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь». Другая учительница вздрогнула от ужаса, услышав, что девушка не воспринимает поэзии Маяковского: «Не вздумай написать это в произведении — двойку гарантировано!» Однако именно такое традиционное преподавание — схоластическое, литературоведческий, шаблонное — и отвлекает ученика от литературы. При таких условиях изобретательные ученики получали за произведения блестящие оценки, переписывая в библиотеках критические статьи. Большинство программных книг они даже не прочитывали, потому что учитель этого не требовал. А вот как может пройти урок по-другому. В кабинете литературы парты расставлены полукругом. На доске — фотография молодой Леси Украинский. На столе — букет из лесных цветов и зеленых веток. Учительница зажигает свечу и тихим голосом начинает рассказ о жизни поэтессы. О том, что она, как тот огонек, светила для человечества. О героизме слабой, хрупкой женщины, которая работала, несмотря на тяжелую болезнь, и осталась в истории Украины и мировой культуре как образец утонченности, человечности. Звучит музыка из «Лесной песни». Одна девочка надевает венчик, читает отрывки из поэмы. Ведется разговор о столкновении мира реального, земного, и мира идеального, мира искусства. Учительница предупреждает, что нельзя однозначно, бескомпромиссно осуждать другого человека. Ведь не каждый способен подняться до высот духовности, понять и с уважением принять непохожесть другого человека. Но если ты вмешался в чужую жизнь, то должен взять на себя ответственность за свои поступки.

Источник: cultmoscow.com .