Психологические основы художественного восприятия

Курсовая работа на тему: Психологические основы художественного восприятия Содержание Введение Раздел I. Психологические основы восприятия 1.1. Философский взгляд на проблему восприятия 1.2. Восприятие как психофизиологический процесс 1.3. Факторы влияния на процесс восприятия Раздел II. Национальные особенности восприятия Раздел III. Проблема художественного восприятия 3.1. Исследование художественного восприятия в психологии 3.2. Сущность и черты художественного восприятия ВЫВОДЫ Список литературы Введение Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовется, И нам сочувствие дается, Как нам дается благодать ... Федор Иванович Тютчев Огромное значение в жизни человечества имеет искусство. Оно выполняет различные функции в обществе: эстетическую, познавательную, воспитательную, гедоническую подобное. Произведение искусства — это и средство своеобразного познания, осмысления действительности, выражение отношения художника к ней, результат духовных поисков автора, украшение быта, наслаждения и тому подобное. Закономерно, что с давних времен возникал интерес к вопросу о характере и основы художественного восприятия. Первые гипотезы о природе восприятия возникли еще в античности.

гостиница в Челябинске
Значительный вклад в развитие научных представлений о восприятии сделали философы, физики, физиологи, художники, исследователи искусства, эстетики, литературоведы. Устойчивый интерес к проблеме художественного восприятия возникает в конце XIX в. и держится в течение всего XX в. ее исследовали психологи А. Цензинг, Г. Т.Фехнер, Выготский, К. Валентайн, С. Беляева-Экземплярский, А. Г.Костюк, В. П.Ягункова, П. М.Якобсон, Н. Б.Берхин, в литературоведении — представители школы рецептивной эстетики Р. Яусс, В. Изер, Дж. Куллер, Е. Герш, С. Фиш и другие. Сегодня проблему восприятия исследуют такие дисциплины, как философия, эстетика, физиология, кибернетика, психология (в том числе психология искусства, Лингвопсихология, этнопсихология), а также рецептивная эстетика, герменевтика и др. Особую актуальность приобретает эта проблема в контексте восприятия художественных произведений. Ведь от полноценного восприятия произведения искусства зависит уровень его понимания реципиентом, сила и характер воздействия на духовный мир человека. Цель данного реферативного исследования: опираясь на существующие исследования в области общей психологии, этнопсихологии, психологии искусства, выяснить основные психологические основы художественного восприятия. Раздел I. Психологические основы восприятия 1.1. Философский взгляд на проблему восприятия Философия исследует проблему восприятия в гносеологическом (познавательном) плане. Указанная проблема связана с решением основного вопроса философии — об отношении бытия и сознания, а также второй его стороны — о познаваемости мира. Сквозь призму восприятия особенно четко выступает различие между идеализмом и материализмом. Идеалистические учения признают основой всего сущего сознание (психическое) а не материю (физическое) и приходят к выводу, что оформленные предметы, которые воспринимаются нами в пространстве и времени, выступают для нас в таком виде лишь потому, что сознание организует соответствующим образом получаемые впечатления. Такая логика приводила некоторых философов даже к отрицанию существования объективного мира вне сознания, к абсолютизации чувственного опыта в процессе познания. Вспомним высказывание английского епископа Беркли: «Esse est percipi» — «быть — это быть воспринимаемым». «Я говорю: стол, на котором я пишу, существует, — это значит, что я вижу и чувствую его», — утверждал Беркли. Материализм решает основной вопрос философии в пользу первичности материи (природы, физического, объективного) и рассматривает сознание (мышление, психическое, духовное, субъективное) как свойство материи. «Материалистическое решение второй стороны основного вопроса философии — о познаваемости мира — означает убеждение в возможности адекватного отражения самой действительности в сознании, в познаваемости мира и его закономерностей». Опираясь на реальный опыт познания мира человечеством, материалисты настаивают на объективном (независимом от человеческого сознания) существовании в окружающей действительности предметов, качества и свойства которых и определяют характер нашего восприятия. Понятие «восприятие» тесно связано с категорией отражения, в диалектико-материалистической теории познания выражает отношение объекта как первичного и образа (знания) как вторичного и характеризует материалистическое решение основного вопроса философии. Диалектический материализм показывает, что специфически человеческое отражение осуществляется на основе активной практической преобразовательной деятельности. Процесс человеческого отображения понимается в неотъемлемой связи с процессом материальной и идеальной творчества. Психология исследует восприятие как внутренний психологический процесс ". механизмы его возникновения и протекания в человеке, развитие в ходе возрастных изменений и тому подобное. 1.2. Восприятие как психофизиологический процесс Во второй половине XIX в. представление о восприятии стали одной из весомых составляющих системы психологического знания. Ранние теории восприятия соответствовали положениям традиционной ассоциативной психологии. Преодоление асоционизму в трактовке восприятия стало возможным благодаря развитию И. М.Сеченова рефлекторной концепции психики, а также благодаря представителям гештальтпсихологии, которые показали обусловленность наиболее важных феноменов восприятия неизменными отношениями между компонентами перцептивного образа. Построение перцептивного образа объяснялась интуицией (от англ. Insight — постижение, озарение) — особым психическим актом постижения, мгновенного схватывания существенных отношений в поле восприятия и структуры ситуации в целом, не связанным с прошлым опытом, благодаря которому достигается осмысленное решение проблемы. Изучение рефлекторной строения восприятия привело к созданию теоретических моделей этого явления, в которых важное значение придается эфферентным (центробежным) процессам, подстраивают работу перцептивной системы к характеристикам объекта (А. В.Запорожец, А. Н...Леонтьев). Современные исследования доказывают, что начальные формы восприятия определяются особенностями постоянных сочетаний стимулов. Однако развитые процессы восприятия находятся под контролем целей, стоящих перед субъектом. Интенциональный (направленный) характер этих процессов позволяет рассматривать их в качестве перцептивных действий (В. П.Зинченко). «Философский энциклопедический словарь» толкует восприятия (от лат. Perceptio — восприятие) как «целостное отражение предметов, явлений и событий в результате непосредственного воздействия объектов реального мира на органы чувств», "результат активной познавательной действия , направленной на решение определенных задач и осуществляемой в соответствии с социальная выработанными нормами и стандартами ". По словарю «Психология» (под редакцией А. В.Петровського, М. Г.Ярошевського), "восприятие — целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности ... органов чувств. Вместе с процессами ощущения С. обеспечивает непосредственно-чувственное ориентировки в окружающем мире «и является» необходимым этапом познания ".